Россия может покинуть клуб крупнейших мировых производителей и поставщиков строительных машин и оборудования, так в него и не вступив.

Обнародованная в прошлом году Министерством Промышленности Науки и Технологий Российской Федерации программа развития машиностроительной отрасли России, после непродолжительной критики в российской прессе, канула в лету. Насколько предложенный комплекс мер по развитию машиностроения отражает реальные проблемы отрасли и пути их решения, можно сделать вывод по заявлению Ивана Силаева, президента Российского союза машиностроителей, в его интервью газете «Коммерсантъ».

«Я негативно оцениваю эту концепцию. В ней, по существу, нет стратегии -- только множество разнообразных целевых программ, а кто их будет реализовывать, неизвестно. … Заложенный в концепции рост ни на чем не основан. В документе много слов "расширить", "произвести", "организовать", "ускорить", "обеспечить" - это не программа, а директивы партийного съезда. Отрасли нужны не директивы и пустые разговоры, и даже не госсубсидии, а четко определенные условия для работы», - так выразил свою позицию лидер российских машиностроителей.

Действительно, о необходимости структурной реорганизации отрасли и реформировании ее сталинского базиса речь пока не идет, несмотря на то, что машиностроение, как отрасль с высокой степенью обработки конечных изделий и, как следствие, высокой величиной добавленной стоимости, может дать резервы для роста ВВП. Об этом, как об одной из основных задач, говорил и Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию.

Импорт машин и оборудования, как в СССР, так и в России, всегда превышал их экспорт. Традиционно на внутреннем рынке производится то, что возможно, а не то, в чём действительно нуждается рынок. Длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка, продиктованная рядом причин, привела к тому, что цена потребления неконкурентоспособной на мировом рынке российской строительной техники (цена машин, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя) оказалась выше среднемировых показателей. Сегодня в России эксплуатируется огромный парк машин, производимых не столько с ориентацией на производственные потребности, сколько с учётом производственных возможностей морально устаревшего и изношенного оборудования заводов-производителей. Ресурс международного разделения труда практически не используется, а опыт международной кооперации по линии элементной базы насчитывает всего несколько лет и еще не вызвал к жизни эффект синергии.

СПРАВКА:

В течение многих лет ведущими странами на мировом рынке строительных машин и оборудования были США и Германия, несмотря на вхождение в группу лидеров других стран, в первую очередь Японии. Активная политика машиностроителей этих стран в области производственной кооперации и международного разделения труда и по сей день обеспечивает внушительный масштаб присутствия их продукции на мировом рынке. Размеры присутствия следующей группы стран, таких как Франция, Великобритания, Италия, в мировой торговле строительными машинами и оборудованием заметно ниже, но это определяется размером и спецификой их национальных экономик. Однако их доля все же также относительно стабильна. Россия же входит во вторую десятку стран экспортёров этой продукции, уступая не только ведущим индустриальным державам, но и таким аграрным странам, как Греция и Испании.

Современные строительные машины, востребованные на мировом рынке, - это наукоёмкая продукция, осилить которую самостоятельно не всегда удаётся даже мировым лидерам, стабильно предлагающим своим потребителям до нескольких сотен моделей техники. Сегодня международная производственная кооперация неизбежна, особенно для российских компаний. Они нуждаются не только в новом технологическом оборудовании, но и в освоении современной производственной культуры. Многим производителям придется отказаться от производства технически несовершенных и экономически неэффективных моделей машин.

Единственным шагом, обеспечивающим экономическое выживание для многих предприятий, станет сборка современных моделей из импортных компонентов. Чрезвычайно важно при этом, чтобы сборка иностранных машин в России предусматривала возможность их дальнейшего экспорта на мировой рынок. Далее - от работы на заказ, через замещение импортных компонентов изделиями российских смежников, к серийному выпуску готовой продукции для нужд внутреннего рынка и на экспорт. Собственная элементная база металлоёмких компонентов и отвёрточная сборка на заказ может стать фундаментом для старта к лаврам игроков мирового рынка.

Это мощный стимул развития конкурентоспособного производства и преодоления разрыва преемственности поколений в цехах российских предприятий. И это не говоря о так называемом «цифровом разрыве» между российскими машинами, ориентированными на ручной труд, и «мировыми» моделями- конкурентами, оснащёнными бортовыми компьютерами и спутниковой связью с сервисными службами. Возможности сегодняшних информационных технологий очень велики и быстро расширяются. Качество, инновация и обслуживание сегодня важнее, чем вопросы издержек, роста и тотального контроля.

Многие руководители уже пытались приспособить процессы к новым обстоятельствам, однако чаще всего это вызывало к жизни новые проблемы. Обычно оказывалось, что их предприятие наполнено скрытыми правилами, оставшимися от предыдущих лет работы. Эти правила организации работы основаны на допущениях относительно технологии, людей и целей организации, которые уже давно не соответствуют действительности. Пора проверить обоснованность существующих допущений.

Системы насаждения контроля и дисциплины среди тех, кто фактически выполняет работу, были созданы в послевоенный период. Тогда требовался быстрый рост, и он являлся главной целью. Руководство сосредоточивало основное внимание на росте и контроле. Поскольку грамотных людей, способных к работе невысокого уровня сложности, было достаточно, а хорошо образованных профессионалов - мало, организованные системы контроля постоянно подавали информацию на верхние уровни организации, для сведения тех немногих, кто предположительно знал, что с ней делать.

Такие схемы организации работы укоренились настолько глубоко, что, несмотря на все их недостатки, уже сложно представить, чтобы работа выполнялась как-либо иначе. Структура обычного процесса фрагментирована и раздроблена, в ней отсутствует интеграция, необходимая для поддержания качества и организации обслуживания. В результате люди начинают подменять задачи процесса узко определенными целями своих отделов, как будто глядя на мир из туннеля. Когда работа передается от человека к человеку и из одного подразделения в другое, неизбежны ошибки и задержки. Размываются границы ответственности, и теряются наиболее важные вопросы. Более того, никто не видит ситуацию в целом достаточно хорошо для того, чтобы быстро отвечать на изменения в ней.

Отсутствующее сервисное обслуживание машин на протяжении всего жизненного цикла они пытались решить, создавая механизм организации обслуживания, опираясь на существующий базис своего предприятия. Чаще всего это заканчивалось всплеском бюрократии и увеличением издержек. В то время, пока эти замыслы имели свое выражение только на бумаге, более предприимчивые конкуренты наращивали долю рынка. Передел собственности и требования акционеров поднять производительность и прибыль на инвестируемый капитал избавил многие компании от непрофильных активов и социальной сферы. Но как выяснилось, нельзя достичь кардинального повышения производительности и прибыли простым "сбрасыванием жира" или автоматизацией существующих процессов управления и производства. Ускорение процессов не может исправить фундаментальный недостаток производительности.

Как показывает практика, менеджерам стоит пройти по цехам и первым делом взглянуть на то, что там происходит с точки зрения здравого смысла. Одно это может поднять уровень производительности до 20 процентов. Затем отыскать и записать на листок бумаги все устаревшие правила и фундаментальные допущения, на которых издревле строится вся работа, и решительно разрывать с ними. Устройство рабочих мест, потоки работы, механизмы управления и организационные структуры были разработаны в эпоху, когда не существовало ни сегодняшних конкурентов, ни сегодняшних информационных технологий.

Такая модель развития открывает возможности для экономического обеспечения научной базы для запуска процессов непрерывной модернизации выпускаемых моделей техники. Пока сила внешней кооперации в России еще не используется, но тенденции к консолидации сил уже в ближайшие годы проявятся в этой отрасли еще сильнее, чем в металлургии.

Апеллировать к помощи государства производителям, конечно, надо, но не в вопросах сдерживания импорта - гораздо важнее торговое финансирование. Кроме этого государству выгодно, сосредоточив усилия на покупке передовых технологий, помочь своим производителям выйти на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией. Аполитичный по своей природе капитал стремится туда, где для его возрастания имеются наилучшие условия и перспективы. Поэтому для современного инвестора, прежде всего, интересны трезво взвешенные планы построения бизнес-систем, способных обеспечить гарантированный возврат на инвестиции.

Здесь особенно важно то, чтобы различного рода содействие (в том числе и финансовое) должно быть адресовано не отрасли в целом или отдельному предприятию, а конкретным программам освоения производства и экспорта конкурентоспособных на мировом рынке моделей техники, даже если они создаются и производятся благодаря производственным кооперации конкурирующих предприятий. Вопрос о единых правилах игры на одном поле становится уже риторическим.

Безусловно, такая политика должна быть сбалансированной. Некоторая степень самодостаточности отечественным предприятиям нужна. В этом есть и доля национального интереса. Но обеспечить финансовую базу для модернизации, обеспечения должного качества и инноваций для своей продукции в одиночку в современном мире практически не возможно.

Участие государства и профессиональных Союзов в координации маркетинговой политики между производителями также может дать быстрые и ощутимые результаты. Это касается не только системы дистрибуции конечных изделий, но и товарного портфеля. Отдельный вопрос – политическое влияние России на географических рынках, где видят свой интерес компании-производители.

РЕКЛАМА


 

КонтактыСсылкиКарта сайта

© 2004-2024 ЗАО "Аста-Транс". Все права защищены.